Иван Щеблыкин — Я ВЫЖИЛ, ПОТОМУ ЧТО ДВИГАЛСЯ

Когда вы на какое-то время теряете из виду добрых знакомых, а потом они к вам вновь возвращаются, радостно вдвойне: от воспоминаний и новых впечатлений и оттого, что теплые чувства друг к другу не утрачены. Так случилось, когда в редакцию заглянул после довольно долгого отсутствия Ваня Щеблыкин. Его история \»Медовый месяц длиною в 4 года\», рассказанная в \»ДН\» №1 за 1997 год, вызвала большой читательский интерес. Потом Иван еще не раз выступал на наших страницах, делясь своим опытом, и вот теперь мы снова договорились о сотрудничестве, попросив его вести рубрику в газете, посвященную диабету и спорту. Но сегодня он — гость \»Диаклуба\».

Спасибо диабету
Я не эндокринолог, не профессиональный спортсмен и не доктор по спортивной медицине. Говоря \»компьютерным языком\», я — опытный пользователь, убедившийся на собственной шкуре, как помогает, выручает, а порою и спасает физическая активность. Я учился этому почти 9 лет, продолжаю учиться каждый день и хочу поделиться с вами некоторыми приобретенными навыками.
Заболев диабетом в 18 лет, я с помощью жесткого контроля, диеты и ежедневных занятий спортом (бег, велосипед, лыжи) сумел через 7 месяцев после выписки из больницы полностью избавиться от инъекций инсулина. Я был тогда студентом 2 курса Московского физико-технического института, всем известного как \»физтех\». Вскоре меня взяли в институтскую спортивную команду по лыжным гонкам. Участия в соревнованиях стали дополнительным стимулом поддерживать свое здоровье на возможно более высоком уровне. Иначе выдержать конкуренцию с другими лыжниками, которые о диабете знали разве что понаслышке, было бы невозможно. Мой тренер мастер спорта международного класса Любовь Сергеевна Заболотская, узнав о моих проблемах, дала мне некоторую свободу в выборе времени и интенсивности тренировок.
Как складывалась моя жизнь в те годы — 1993 — 1996? Если кратко, то из ежедневных спортивных упражнений, бега, волейбола и других подвижных игр. Каждое лето я проезжал около 3000 км на велосипеде. Зимой на лыжах проходил 1000 — 1500 км. При этом каждые выходные участвовал в лыжных состязаниях.
Этому сопутствовали диета и постоянный контроль сахара. Если уровень сахара повышался, то принимал немедленные меры в виде дополнительной физической активности.
Обратите внимание: инъекции инсулина НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ.
В институте я занимался очень серьезно, защитил диплом на год раньше срока и поступил в аспирантуру.
Но к осени 96-го физической активности вместе с остаточной секрецией поджелудочной железы уже не хватало для хорошей компенсации. Пришлось вернуться к малым дозам инсулина продленного действия: 6 — 8 единиц в сутки. Казалось бы, теперь можно было бы бросить все спортивные развлечения, лежать себе на диване, подкалывать инсулин и ни о чем не думать. Однако я очень скоро понял, что при таком образе жизни не буду чувствовать себя хорошо, не смогу быть бодрым, энергичным, полным сил. А я к этому так привык. С \»диваном же и инсулином\» получалась грустная картина. Продолжив спортивные занятия, зимой 1997-1998 гг. я получил третий суммарный рейтинг в институтской сборной, что было моим наилучшим результатом за все время тренировок. В 1999 году наша лыжная команда оказалась в десятке лучших команд вузов Москвы, и 5 человек поехали в Ижевск на первенство России среди вузов. Я был в этой пятерке!
Весной защитил диссертацию и стал кандидатом физико-математических наук по специальности лазерная физика. Сейчас работаю в Физическом институте Академии наук.
Как видите, диабет мне не только не помешал, а скорее, даже открыл некоторые яркие стороны жизни.

Третья сила
Сегодня ни для кого не секрет, что физическая нагрузка оказывает сильное влияние на усвоение глюкозы организмом. Движение является \»третьей силой\» — таким же равноправным участником процесса регулирования уровня сахара в крови, как инсулин и питание.
Многие люди, больные сахарным диабетом, просто уже забыли, как должен себя чувствовать здоровый человек! Идеальная компенсация позволяет вернуть утраченные ощущения бодрости и энергии.
Уровень сахара в крови должен колебаться от 4 до 9 в течение дня. Причем сахар выше 8 допускается только на протяжении пары часов после приема пищи. Думаю, что для большинства людей такая компенсация является пределом мечтаний. Однако гибкий контроль питания, дозы инсулина и физическая активность на самом деле позволяют приблизиться к этому пределу.
Каждый раз, когда уровень сахара выходит за допустимые рамки, начинается разрушение организма. Чем меньше времени за красной чертой, тем лучше. Поэтому уметь быстро реагировать на собственные ошибки чрезвычайно важно.
Корректирующая физическая активность — это любое движение, доступное практически всегда и для каждого. Она не зависит от капризов погоды, наличия партнера по теннису или расписания работы спортивного зала. Она зависит только от вас и вашего желания использовать это простейшее средство, когда понадобится привести в норму уровень сахара.
Для этого нужно лишь, к примеру, пройтись быстрым шагом 30 — 40 минут. Или не ожидая автобуса, прогуляться пару остановок до работы пешком, а вместо лифта подняться по лестнице. Людям более упорным советую ежедневно бегать трусцой 10 — 20 минут, ездить на велосипеде, заниматься на тренажерах.
Я пользуюсь этими приемами постоянно, как только возникает такая необходимость. Конечно, для этого понадобятся соответствующий настрой и определенная воля.
Многие найдут отговорку: как заниматься физкультурой в течение дня, если человек находится на работе? Да, такая проблема существует. Тут сложно что-либо порекомендовать кроме того, чтобы чаще вставать со стула. Однако дома, утром и после работы — вечером, условия для оздоровительных упражнений несомненно есть, попытайтесь только заставить себя.

На кого похож ленивый диабетик
Диабетик, не использующий возможности физкультуры, сродни водителю автомобиля, у которого есть только газ (инсулин) и тормоз (питание) и нет руля. Конечно, если хорошенько давить на педали, то можно и на гору въехать, и продраться сквозь бурелом. Но какой ценой! Расход \»бензина\» и режим работы \»техники\» будут далеки от оптимальных. Лично я предпочитаю не идти напролом, а \»объехать\» стороной возникшие сложности. В любой ситуации, тем более когда речь идет о здоровье. Потому предлагаю вам два наиболее эффективных варианта использования корректирующей физической активности.
1) Вы вернулись домой с работы с высоким сахаром, и обычной дозы короткого инсулина недостаточно для ужина, который уже ждет вас. Вместо увеличения дозы достаточно сразу после введения инсулина перед едой позаниматься упражнениями 15 — 20 минут. Через полчаса сахар снизится.
2) Ужин получился слишком плотный, и через 3 часа после введения короткого инсулина сахар все еще держится на высоком уровне. В этом случае инсулин в крови есть (вы же его ввели перед ужином), но его не хватает для усвоения всей глюкозы. Физическая нагрузка повысит чувствительность мышечной ткани к инсулину, что приведет сахар в норму.
Я буду очень рад, если эти и будущие мои советы вам пригодятся, и готов контактировать со всеми читателями \»ДН\» по любым вопросам. Прежде всего с тем, кто созрел полюбить спорт так, как полюбил его я.
Я заболел. Чтобы выжить с диабетом, мне пришлось не сидеть на месте, а много двигаться и много думать. В итоге я сейчас разносторонне развит, да и физически и морально сильнее, чем мои ленивые (и пока еще здоровые) сверстники.
Задавайте свои вопросы, пишите письма в редакцию. Призываю вас к активной жизненной позиции.